-    -  О постановлении Правительства Российской Федерации № 308




О постановлении Правительства Российской Федерации № 308

18.04.2022

В связи с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств» (далее – Постановление) Департамент региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России сообщает следующее.

Постановление направлено на поддержку российских организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках реализации государственных программ Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Постановлением предусмотрено право Минпромторга России в отношении соглашений о предоставлении субсидий (договоров), иных межбюджетных трансфертов, сроки исполнения обязательств по которым оканчиваются после 23 февраля 2022 г. в случае невозможности достижения в 2022 году значений результатов предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов, в сроки, предусмотренные в соглашениях, по независящим от организаций–получателей субсидий и индивидуальных предпринимателей обстоятельствам в связи с введением ограничительных мер со стороны иностранных государств продление (без увеличения размера предоставляемой субсидии) таких сроков до 24 месяцев.

Внесение изменений в соглашения о предоставлении субсидий (договоры), иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании письменных заявлений от организаций, субъектов Российской Федерации, поступивших в Минпромторг России в пределах срока, предусмотренного для достижения соответствующих значений результатов предоставления субсидии, иного межбюджетного трансферта (далее – заявление). Продление сроков достижения значений результатов предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов влечет за собой неприменение мер ответственности в отношении получателя субсидии, иного межбюджетного трансферта за несвоевременное достижение результатов.

В целях реализации положений Постановления рекомендуется определить состав сведений, которые должны содержать заявления:

  1. Полное и краткое наименование организации/субъекта Российской Федерации, ИНН, реквизиты заключенного соглашения (договора), КБК, в соответствии с которым была предоставлена субсидия, иной межбюджетный трансферт, цель предоставления средств.
  2. Сведения (предварительный отчет) о реализации соглашения (договора), в том числе о достижении соответствующих показателей (результатов) на дату не раннее, чем за 10 рабочих дней до даты подачи заявления.
  3. Информация, подтверждающая наступление обстоятельств, влекущих невозможность в 2022 году выполнения конкретных условий, установленных соглашениями (договорами), с приложением подтверждающих документов (при наличии).
  4. Проект дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение о предоставлении субсидии (договора).

Обращаем внимание, что продление сроков исполнения обязательств получателей субсидии на срок до 24 месяцев будет осуществляться в отношении обязательств (показателей), срок исполнения которых установлен позже момента наступления обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения (в том числе с момента невозможности достижения установленных соглашением промежуточных контрольных точек), а не с момента подачи заявления. При этом изменение итоговых значений результата предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидий, иного межбюджетного трансферта, не допускается.

Одновременно с этим считаем необходимым отметить, что введение ограничительных мер со стороны иностранных государств не может рассматриваться как универсальное обстоятельство непреодолимой силы для внесения изменений в соглашения о предоставлении субсидий, иных межбюджетных трансфертов в соответствии с Постановлением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, статья 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» дано толкование содержащемуся в Гражданском Кодексе Российской Федерации понятию обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Обстоятельство непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.). Кроме того, должны быть установлена причинно-следственная связь между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств.

К документам, подтверждающим наступление обстоятельств независящих от российских организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с введением ограничительных мер со стороны иностранных государств с наступлением которых возникла невозможность достижения в 2022 году значений результатов предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов, и (или) иных показателей результативности, установленных соответствующими порядками (правилами) предоставления субсидий, иных межбюджетных трансфертов, в сроки, предусмотренные в соглашениях (договорах) и (или) порядках (правилах), представляется возможным отнести соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие указанных обстоятельств, выданные уполномоченными на то органами или организациями, в том числе выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, свидетельствующие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

На основании Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» Торгово- промышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП России) свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.

Согласно Положению о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), являющемуся приложением к постановлению Правления Торгово-промышленной палатой Российской Федерации № 173-14 от 23 декабря 2015 г., решение о выдаче сертификата об обстоятельствах форс-мажора принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении.

Процедура свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности предусмотрена Положением о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, являющимся приложением к постановлению Совета Торгово- промышленной палатой Российской Федерации № 7-2 от 24 июня 2021 г.

Дополнительно отмечаем, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Торгово-промышленной палаты России в информационно- телекоммуникационной сети Интернет Торгово-промышленной палатой России и территориальными палатами в связи со сложившейся сложной экономической обстановкой для российского бизнеса, вызванной введением рядом иностранных государств запретов и ограничений в области экономической деятельности, с 10 марта по 30 апреля 2022 года свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) по внешнеторговым и внутрироссийским контрактам будет осуществляться на бесплатной основе.

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 308

Поделиться

Возврат к списку